Храм Храм священномученика Валентина Священномученик Валентин
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАЛЕНТИН
БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ ХРАМА
О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ВИДЕОАРХИВ
СВЯТЫНЯ НУЖДАЕТСЯ В
В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
КОНТАКТЫ


Подробнее >>


ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМОВ

Устройство Православного храма уходит своими корнями в глубокую, ветхозаветную древность. Как и древний Иерусалимский храм, Православный храм состоит из трех частей: алтаря, собственно храма и притвора.

В архитектуре и интерьере храма нет ничего лишнего: каждый предмет имеет глубокое символическое значение.

«Между дверями (притвором. — Ред.) и глубиной храма (алтарем. — Ред.) лежит целый путь. Мы входим в храм и идем как бы по дороге жизни, через крещение, через исповедь и покаяние, через молитву, через участие в богослужении; и наконец, у дверей самого алтаря доходим до того места, где нас приобщают Святых Тайн, Тела и Крови Христовых, которые, как огонь, входят в нас, как пища, разливаются по нашим жилам, и не только духовно, не только душевно, но и телесно нас приобщают к обоженному человечеству Господа Иисуса Христа», — писал митрополит Антоний Сурожский.

Притвор — это преддверие к храму. Мистическое значение притвора — это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные — лица, готовящиеся к Святому Крещению.

В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей.

К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо.

Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой мир людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом.

Именно в средней части храма стоят во время богослужений все верующие.

Иконостас (от греческих изображение и место стояния) — перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Как писал священник Павел Флоренский, «иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым. Иконостас есть явление святых и Ангелов... явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа».

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие Царских Врат — открытие христианам Царствия Небесного.

Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой и росписью: иконами четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещается изображение Тайной вечери.

Боковые двери иконостаса называются диаконскими, так как чаще других через них проходят диаконы. Слева от Царских Врат — северные двери, справа — южные. Обычно на диаконских дверях изображаются Архангел Гавриил и Архистратиг Михаил или архидиаконы Стефан и Филипп.



Открытые Царские Врата. Алтарь



Иконостасы бывают разными по высоте. К примеру, в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля и в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры можно видеть классические иконостасы, состоящие из пяти ярусов, или пяти рядов, икон.

Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. Именно в середине местного ряда находятся Царские Врата, справа от которых находится икона Спасителя Иисуса Христа, слева — образ Пресвятой Богородицы, за ними — иконы особо чтимых святых. Местную, храмовую икону обычно помещают правее образа Спасителя.

Второй снизу ряд иконостаса может быть праздничным. Здесь могут располагаться иконы двунадесятых праздников (двенадцати главнейших событий Евангельского повествования).

Третий ряд — деисусный или деисус (от греческого «моление, прошение»). Центральное место в нем занимает трехличная икона: в центре — икона Спасителя, слева от нее — икона Божией Матери, справа — икона Иоанна Крестителя. Далее справа и слева располагаются иконы апостолов, Архангелов и святых, в молитвенной позе склонившихся к Спасителю.

Четвертый ряд — пророческий. Здесь расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила и других.

Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие.

Это классическое устройство иконостаса, но часто встречаются и другие, где, к примеру, праздничный ряд может быть выше деисуса или его совсем нет; вместо пяти может быть всего три ряда и т.д.

В самом храме почти по всем стенам располагаются многочисленные иконы в окладах и киотах — рамах под стеклом. Всегда посередине храма на аналое — высоком четырехугольном столике с покатым верхом — лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Успения Пресвятой Богородицы) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря.

Возвышение перед иконостасом называется солея. Середина солеи перед Царскими вратами обычно имеет полукруглый выступ, который называется амвон. Именно с амвона преподается верующим Святое Причащение, произносит проповеди священнослужитель.

По обоим краям солеи у самых стен, иногда за иконами, располагаются клиросы для хора и чтецов. Обычно здесь ставят специальные певческие аналои, на которых регент (руководитель) хора раскладывает ноты, а чтецы — богослужебные книги. Хор, расположенный с правой стороны солеи, называется правым хором, а с левой — левым. В некоторых храмах есть хоры — большой балкон или лоджия внутри храма с западной (редко — с северной или южной) стороны.

Обычно в храмах имеется одна или несколько пар хоругвей. Хоругвь — это православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя или Божией Матери и святых, предназначенные для крестных ходов. Иногда сами полотнища делались из металла с украшениями из серебра, золота, эмали и финифти, но чаще всего хоругви вышиты золотом по парче или бархату.

Алтарь (от латинского «altus – «высокий» и «аrа» — «жертвенник») — главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии, как бы повторяет собой ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа и Его учеников. И в наше время он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и благоукрашается.

Святость алтаря настолько велика, что в древности вход сюда был запрещен всем мирянам — не только женщинам, как сейчас, но и мужчинам.

Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. В этом случае все алтари кроме главного называются приделами.

Главнейшие предметы в алтаре — святой Престол, Жертвенник и Горнее место.

Святым Престолом называется стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Владыка Церкви. Большей частью Престол делается из дерева, но иногда бывает мраморный или металлический.

На Престоле в особом ковчежце полагается частица святых мощей в память обычая совершать Евхаристию (во время гонений на христиан в катакомбах и даже после) на гробах мучеников и в знак того, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него — и на крови мучеников.

Святой Престол покрывается двумя «одеждами»: нижняя — льняная, называемая «катасаркием» или «срачицей» (сорочкой), напоминает погребальные пелены Иисуса Христа, и верхняя — парчовая, называемая «индитионом», напоминает торжественное одеяние Господа как Царя Славы. Так как верхней царственной одеждой Престол покрывается поверх нижней, напоминающей о страшной смерти Спасителя, это символизирует то, что слава Иисуса Христа основана на Его страданиях, уничижении и смерти на кресте, на Его спасительной жертве за людей.

Здание, предназначенное для молитвы, но не имеющее Престола, не может называться Храмом. Таковы, например, часовни, в которых не совершается Литургия, а только молитвы и некоторые богослужения: к примеру, молебны.

На Престоле находятся следующие священные предметы:

1. Антиминс (от греческого «анти, вместо» и латинского «mensa» — «стол») — вместо престола — шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четы¬ре евангелиста и орудия страданий Спасителя.

Антиминс обычно находится на престоле свернутым, в особом плате — илитоне (от греческого — свертываю). Антиминс разворачивается только в определенный момент во время Литургии, а затем опять заворачивается особым образом в илитон.

Такой порядок действий сохранился еще со времен гонений на христиан, когда для предохранения святыни от поругания принято было не устраивать престолов, а держать только шелковые платы, освященные архиереем.

Вообще же антиминс и илитон символизируют погребальные пелены Иисуса Христа.

По центру антиминса, ближе к верхнему краю, в мешочке зашиты святые мощи. Поверх сложенного антиминса на престоле лежит Святое Евангелие. На антиминсе же находится плоская губка, которой собирают мелкие частицы Святого Хлеба с дискоса в чашу во время Литургии.

2. Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Иисуса Христа, ибо в словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все. На Литургии и некоторых службах его выносят из алтаря для чтения и поклонения.

С древних пор напрестольное Евангелие принято украшать драгоценными — золотыми или серебряными — окладами. Обычно на окладе по углам изображают четырех евангелистов. В центре чаще всего изображают Воскресение Христово, распятие Христово или образ Христа Вседержителя на троне. На обратной стороне Евангелия обычно изображается крест, хотя может быть и образ Троицы или Богоматери.















Copyright © Marksoft LTD 2001-2006